MENU
Главная » Статьи » 2016 год

Шевелева Е.О. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ПОЭЗИИ Я.П. ПОЛОНСКОГО И А.А. БЛОКА

Насколько же неприметен, но от этого не менее значителен феномен цвета в человеческой жизни. Как правило, человек даже не догадывается о значимости или скрытой символике того или иного колорита. Как отметил исследователь категории цвета: «Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный многочисленными цветами и их оттенками. Сложный комплекс явлений, объединенных одним простым, лаконичным словом «цвет», сопровождает нас повсеместно»[2]. Также следует подчеркнуть, что в процессе исторического развития, отношение человека к цвету очень часто менялось. Цвет изначально использовался в качестве простого коммуникативного средства, а затем как знак, символ, и, наконец, в качестве системы языкового характера. Так, например, ещё античные ученые, в том числе философы, заметили связь между цветом, краской и эмоциями.

Об исключительной важности цвета говорили ещё в Древней Греции. Уже тогда великие философы понимали, что цвет сообщает образу мира полноту и выразительность. «Все живое стремиться к цвету», – считал Аристотель[1]. «Цвет – это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым», – поддерживает эту мысль известный художник и исследователей цвета И. Иттен [3].

Уже позднее И.В. Гете стал рассматривать цвет комплексно, учитывая психологический и физиологический аспекты. Центральной и самой значительной из его работ, затрагивающих проблемы цвета, является трактат «К учению о цвете», состоящий из трех частей: «Дидактической», где И.В. Гёте излагает свои представления о цветовых явлениях,

«Полемической», в которой он опровергает теорию цвета И. Ньютона и «Исторической», в которой собраны материалы, освещающие историю науки о цвете от античности до конца XVIII в. Гете считал, что цвет независимо от строения и формы материала, оказывает известное воздействие на душевное настроение. Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями.

С другой стороны, в трудах П.А. Флоренского, которые имеют религиозных характер, высказывается идея о том, что в символическом плане цвет может быть рассмотрен с трех точек зрения - божественной, священной и мирской.

При изучении мотива цвета в отечественном литературоведении, особое внимание уделялось труду А. Белого «Священные цвета», который писал о светлости самого понятие «цвет», полностью отрицая его тёмную сторону и толкование. Исследователь Н.В. Злыднева в книге статей «Признаковое пространство культуры» пишет о белом цвете. Обращаясь к русской литературе XX века, она пишет, что к белому цвету часто обращались многие известные поэты: А. Белый, М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак и другие.

В истории русской литературы, символика цвета достигла наибольшего развития именно в конце XIX - начале XX веке с расцветом такого литературного направления как символизм.

Именно поэзия А.А. Блока (1880-1921) стала блестящей страницей в истории этого направления. Предшествовал ему не в такой степени известный, но не менее ценный для русской литературы художник, активно практиковавший в разных жанрах и в поэзии, и в прозе Я.П. Полонский (1819–1898). Среди его поэтических текстов выделяются те произведения, в которых присутствует цветовая символика.

Белый и красный цвета проявляются у данных поэтов в разной степени схожести, но, тем не менее, общим является их примерное количество в поэтических текстах.

Белый цвет как мотив в поэзии Я.П. Полонского и А.А. Блок раскрывается в большей степени у поэтов по-разному, но имеет и общие черты.

Во-первых, общим для поэтов является то, что частотность использования белого цвета в своих стихотворениях очень большая. Белый цвет является для них одним из основных.

Во-вторых, у каждого из поэтов белый цвет встречается в стихотворениях, относящихся к любовной лирике - у Я.П. Полонского «Колокольчик», «Влюблённый месяц»; у А.А. Блок «Мы встречались с тобой на закате…», «Душа молчит. В холодном небе» и др.

В-третьих, общим является то, что у обоих поэтов белый цвет помогает выразить те или иные интимные чувства лирических героев, передать их душевное состояние, философскую позиции по отношению к миру.

Однако, у Я.П. Полонского белый цвет, как правило, имеет отрицательную символику - бездушие, холодность души («Влюблённый месяц»), смерть («Миазм», «Зимняя невеста»), пустота, бестелесность («Зимняя невеста») [4]. Употребляя лексему «белый» с такими значениями, поэт подчёркивает несовершенство мира, оледенение одних человеческих душ и страдание, одиночество других.

Символика красного цвета имеет больше сходства у поэтов. Например, красный цвет в стихотворениях Я.П. Полонского означает связь с потусторонним миром, одновременно с этим он проявляется как цвет ужаса и крови, прекрасное время и его конец, как цвет пылающей любви.

Красный цвета в лирике начинающего А. Блока, как правило, символизирует тревогу, ожидание неизвестного. Постепенно, вместе с изменениями, которые происходили в жизни поэта, в стихотворениях появляются новые образы: красный цвет говорит уже о двойственности чувств - сильной любви и тревоги, недоверия.

Ещё одним отличием от Я. Полонского является наличие в лирике А. Блока смешанных цветов, в то время как у Я. Полонского цвета чистые,

без соединения с другими цветами. В стихотворениях, где к основному (красному) цвету добавляется какой-либо оттенок, проявляется противоречивость чувств поэта.

Таким образом, мы можем отметить, что цветовая символика играет важную роль в поэтических текстах данных поэтов. Творчество Я.П. Полонского предшествовало становлению символизма в русской литературе и, безусловно, повлияло на поэтику данного направления, что обнаруживается в проанализированных нами стихотворениях А.А. Блока.

Список использованных источников

1. Аристотель. О душе // Соч.: В 4 т. [Текст] / Аристотель. – М.: Мысль, 1976. – Т. 1. – С. 369-451.

2. Исаев, А.А. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа [Электронный ресурс] // URL: http://wiasite.com/page/isaev/ist/ist-9--idz-ax37--nf-1.html

3. Иттен, И. Искусство цвета [Текст] / И. Иттен. - M: Д. Аронов, 2007.

4. Полонский, Я.П. Стихотворения [Текст] / Я.П. Полонский. – М.: Сов. Россия, 1981.

Категория: 2016 год | Добавил: histor (12.07.2016)
Просмотров: 162 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1
Российский университет современного образования
www.про-науку.рф
avatar
0
2
конкурс учитель
конкурс воспитатель
бесплатный конкурс
педагогический конкурс
всероссийский конкурс
конкурс ребенок
международный конкурс
конкурс школьник
конкурсы для детей и педагогов
конкурс 2016
конференция
конференции 2017
научные конференции
практическая конференция
исследовательская работа
научный практический
научная работа
международная практическая конференция
международная научно практическая конференция
конкурс
конкурсы 2017 
конкурс образование
хороший конкурс
конкурс школа
avatar