MENU
Главная » Статьи » Специальный выпуск "Наука Оренбуржья" - декабрь 2015

Шлат Н.Ю. Система этнокультурного образования дошкольников на приграничных территориях России (на примере Псковской области)

В современной российской педагогической науке (в том числе, в области дошкольного образования) активно используется зарубежный опыт этнокультурного образования детей, но также предпринимаются  попытки выработать самостоятельные подходы к решению данной проблемы отечественными учеными (Ю.В. Арутюнян, Н.М. Лебедева, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова, А.И. Улзытуева и др.) [2]. Однако разработка целостной системы этнокультурного образования дошкольников до сих пор является темой для научной дискуссии.  В современном мире проблема становления и развития этнической идентичности у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность:  «чтобы расширить знание людей, надо до этого изучить человека дома, общаясь со своими согражданами и земляками», - подчеркивал И. Кант необходимость первоначального обращения к истокам традиционной культуры.

Ученые указывают на следующие подходы к этнокультурному образованию дошкольников [13]:

- аксиологический (в основе – ценности отечественной культуры, нравственно-эстетические идеалы народа, их отражение в художественной деятельности, этнопедагогике; общее и особенное в культурах народов мира и России),

- мультикультурный (общечеловеческие ценности, национальное многообразие);

- арттерапевтический (сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия и т.д.).

Бесспорно то, что развитие этнической идентичности в дошкольном возрасте восходит от  практики обогащения представлений о своей этнической принадлежности, о национальных ценностях, традициях межличностного взаимодействия к опыту построения на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями других этносов. При этом важно, чтобы формирование этнической идентичности дошкольника осуществлялось в интересной, доступной для ребенка деятельности.

Становление этнической идентичности путем освоения того, что окружает ребенка-дошкольника в повседневной жизни, формирование интереса, например, к родному городу закладывает основу для присвоения общекультурных ценностей на других возрастных этапах. Однако этот процесс подвергается влиянию разнообразных факторов, связанных с географической, культурной, языковой, экономической спецификой проживания. Возникает необходимость в разработке и внедрении научно- и практически обоснованных компонентов образовательной системы, целью которой будет являться сопровождение процесса формирования этнической идентичности ребенка в дошкольной образовательной организации.

Возрастные особенности ребенка-дошкольника обуславливают поиск специальных методов, средств и форм этнокультурного образования в детском учреждении [3]. Для решения данной проблемы могут быть предприняты следующие шаги, которые в своем комплексе представляют собой компоненты этнокультурного образования дошкольников в условиях реализации системного подхода:

I. Наряду с использованием традиционных средств (игры, рассматривание книг, иллюстративного материала, слайдов, рисование, конструирование, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы и др.), особый интерес представляет разработка интегративных методов и технологий этнокультурного образования. Например, это могут быть логические игры и задачи на материале архитектуры родного города [4].

II. Важный компонент системы этнокультурного образования детей - профессиональная подготовка педагогов к организации процесса этнокультурного образования с помощью интегративных методов.

III. Разработка диагностического инструментария для оценки результатов этнокультурного образования детей дошкольного возраста.

Раскрывая сущность каждого из обозначенных выше этапов (компонентов), целесообразно охарактеризовать некоторые ключевые понятия – составляющие системы этнокультурного образования дошкольников в процессе приобщения детей к архитектурному наследию родного города (Рис. 1).

I. Существуют методы и технологии, с помощью которых можно одновременно развивать интеллект детей и расширять их представления о своей и других культурах (например, пазл-технология (Е.А. Якимович), мультипроекты (Е. Бабахина и др.); проблемные ситуации, средства музейной педагогики). То есть речь идет об интегративных образовательных технологиях.

Необходимо указать на некоторые важные аспекты, заложенные в понятие «интегративная образовательная технология»: в качестве системообразующего фактора такой технологии выступает содержание образования, выполняющего стимулирующую функцию (ХОЧУ узнать), обогащение эмоционального (ИНТЕРЕСНО узнать) и актуализацию способов практических и умственных действий (МОГУ (знаю, как) узнать). Одновременно интегративная технология, как и любая другая образовательная технология, обладает следующими признаками: двусторонний характер взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников; совокупность приемов, методов; проектирование и организация процесса (педагогом); наличие комфортных для процесса познания условий, которые мы выразили в триаде «хочу-интересно-могу».

Логическая задача – это указание на необходимость осуществить определенные действия: сравнить, исключить, продолжить, установить связь между объектами. Задача сконструирована таким образом, что способ решения – это отношение между условием (условиями) и требованием задачи (что узнать?). Логическая игра, основой которой является логическая задача, представлена через игровое начало, игровую задачу, игровые действия и правила [11]. По своей сути это интегративные методы, которые при наличии  занимательного содержания, привлекательного для детей оформления направлены на развитие речи, психических познавательных процессов у дошкольников, познавательного интереса детей [7; 8].

Рис 1. Модель системы этнокультурного образования дошкольников в процессе приобщения детей к архитектурному наследию родного города

Содержанием логических игр и задач может являться архитектура родного города - предметно-пространственная среда, отражающая культурно-историческое своеобразие города, его природные особенности и исторические функции (Н. П. Анциферов, И. М. Гревс, М. С. Каган). Ребенок, родившийся в Пскове (Санкт-Петербурге, Калининграде или другом городе с богатым архитектурным наследием), растет в условиях особенной исторической и нравственной среды.

При конструировании и использовании таких интегративных методов, как логические игры и задачи, с целью познания архитектуры города важно следовать принципам культуросообразности, стимулирования эмоционально-познавательного отношения детей к городу, направленности педагогической диагностики на выявление эмоционально-оценочного отношения детей к городу и познавательных интересов детей [1].  Предметно-действенная форма решения логических задач, выбор способа действий, процесс логической игры и наглядно представленный результат дают возможность контролировать освоение (диагностировать успешность решения) дошкольниками мыслительных умений через внешние предметные действия.

Если познакомить дошкольников с ниже предлагаемыми логической играми и задачами, а далее модифицировать ее содержание в соответствии с особенностями архитектуры других городов, в том числе зарубежных, то будет достигнута общая для этнокультурного и поликультурного образования цель, понимаемая как обогащение представлений и культурно-ценностных ориентаций не только в отношении своего этноса, но и других этносов и национальностей.

Приведем примеры [10].

  1. Логическая задача «Найди друзей».

Образовательные задачи:

-расширять знания детей о названиях архитектурных объектов г. Пскова;

-формировать представления о предназначении (функциях) отдельных сооружений города;

-развивать аналитические умения; умения устанавливать причинно-следственные и ассоциативные связи, обосновывать свое решение.

Материал: фотографии и репродукции с изображением Пушечного шатра, Гремячей башни, Кремля, ЦУМа.

Инструкция: сказочные герои – Мальвина, Змей-Горыныч, Оловянный солдатик и царь Горох гостили у нас в Пскове. Кто из них жил в Пушечном шатре, кто жил в Гремячей башне, кто – в Кремле, а кто – в ЦУМе? Почему ты так решил?

Иллюстративный материал может быть дополнен картинками с изображениями Мальвины, Змея-Горыныча, Оловянного солдатика, царя Гороха.

  1. Логическая игра «Архитекторы».

Образовательные задачи:

-формировать представления детей об архитектурном объекте и его частях;

-развивать умение детей составлять композицию из частей (воссоединять целое из частей);

-закреплять знания детей о геометрических фигурах;

-формировать умение осуществлять поисковые умственные и практические действия.

Материал: фотография с изображением Власьевской башни, карточка с изображением схемы этого сооружения, комплект геометрических фигур (два прямоугольника, треугольник, трапеция, овал).

Инструкция: посмотри на фотографию Власьевской башни. К нам в архитектурное агентство поступил заказ – из фигур (два прямоугольника, треугольник, трапеция, овал) составить такую же схему башни, как на картинке (показ).

Фигуры выкладываются как с опорой на карточку-схему, так и без использования наглядности.

  1. Логическая игра «Где живет Псковушка?».

Образовательные задачи:

- закреплять представления о разнообразии архитектурных сооружений г. Пскова;

- выявлять и развивать умения: логично рассуждать (вербально отражать закономерные связи и отношения объектов и явлений); анализировать информацию на карточке; осуществлять рациональный поиск решения в условиях игры.

Материалы: набор иллюстраций – Церковь Василия на Горке, Поганкины палаты, часовня Святой Ольги, Троицкий собор, церковь Николы со Усохи, Гремячая башня, Псковский Кремль, Приказные палаты, Псковский государственный университет, Почта, ЦУМ, Храм Александра Невского, Мирожский монастырь, карточки с заданиями.

Инструкция: в древнем городе Пскове живут друзья Никола и Псковушка. Псковушка пригласила Николу в гости, но он забыл, где она живет. Давайте поможем Николе найти дом Псковушки.

Играют 2 участника. Первый игрок берет карточку с заданием. Ребенок (педагог) читают задание и отвечают на него. На обратной стороне написан ответ. Если ребенок дал неверный ответ, второй игрок продолжает игру. Игра длится до тех пор, пока кто-то из игроков не найдет расположение Псковушки. В случае затруднений можно попросить игроков после каждого задания убирать «лишние» карточки.

Как уже было отмечено выше, конструирование различных видов логических игр и задач возможно на материале древней и современной архитектуры как российских, так и зарубежных городов. Особенно актуально это утверждение в отношении приграничных городов (как известно, Псковская область граничит с Эстонией, Латвией, республикой Беларусь): проиллюстрируем это примером логической задачи, основывающейся на содержании архитектуры г. Пскова (Россия) и г. Нарвы (Эстония), в котором согласно внутригосударственной языковой политики дети из русских семей с дошкольного возраста, погружаясь в поликультурную среду, осваивают русский, эстонский, английский и др. языки.

  1. Логическая задача «Собери вместе».

Образовательные задачи:

- развивать у детей умение ориентироваться на наличие или отсутствие общего свойства (пространственное расположение, форма контура и пропорций объектов, наличие или отсутствие элементов сооружения), самостоятельно выделять свойства объектов и устанавливать их взаимосвязь;

- формировать умение сравнивать объекты на основе выделения признаков сходства и различия, обобщать объекты по 1–2 свойствам. Формировать представления детей о разнообразии архитектурных сооружений г. Пскова, г. Нарвы.

Материал: изображения архитектурных сооружений г. Пскова (рис. 2) и г. Нарвы (рис. 3).

Инструкция (Псков): 1) собери вместе все сооружения, имеющие купол(kuppel – эст., dome – англ.); 2) собери вместе все сооружения, имеющие крест (rist – эст., cross – англ.); 3) собери вместе все сооружения, имеющие шатер(telk – эст., tent – англ.); 4) собери вместе все сооружения, имеющие купол и крест.

Инструкция (Нарва): 1) собери вместе все сооружения, имеющие башню(torn – эст., tower – англ.); 2) собери вместе все сооружения, имеющие шпиль (spire – эст., англ.); 3) собери вместе все сооружения, имеющие башню и часы (vaatama – эст., watch – англ.).

Рисунок 2

Рисунок 3

II. Эффективность процесса этнокультурного образования дошкольников  достигается в условиях компетентного сопровождения со стороны взрослого [12]. В связи с этим, важной задачей становится подготовка педагогов к организации процесса этнокультурного образования в дошкольной образовательной организации (ДОО).

Автором статьи совместно с А.О. Орловым был разработан учебной курс «Психолого-педагогическая работа по ознакомлению дошкольников с архитектурой Пскова в логических играх и задачах», целью которого является формирование способностей (профессиональной компетентности) студентов и педагогов ДОО использовать логические игры и задачи в качестве интегративного средства познавательного и социально-коммуникативного развития дошкольников. Содержание деятельности педагога в этом случае включает в себя решение образовательных задач становления у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей, формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу [6].

Оценивая эффективность разработанного курса (26 аудиторных часов), мы проанализировали динамику способностей обучающихся осуществлять психолого-педагогическую работу по формированию этнической идентичности воспитанников в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой родного (зарубежного) города средствами логических игр и задач. Слушатели в ходе анкетирования до и после прохождения курса самостоятельно определяли уровень своей компетентности, оценивая ряд утверждений.

Анкета содержала шестнадцать показателей, отражающих наиболее значимые аспекты изучаемых способностей.

Показатели были установлены, исходя из содержания курса, профессиональных компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в ходе его изучения, и федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации [5; 6]. Респондентам необходимо было оценить каждое утверждение, решив, насколько оно соответствует его представлениям о себе в данный момент (уровню его знаний и умений). Оценка производилась отметкой уровня горизонтальной чертой на шкале.

Преимуществом такого способа предъявления стимульного материала являлось обеспечение условий для оценивания анкетируемыми утверждений в достаточно широких рамках (от 0 до 100); при этом тенденция к усреднению ответов сводилась к минимуму. Пример анкеты представлен в Приложении 1.

100% респондентов составили женщины; средний возраст – 30 лет, средний педагогический стаж – 5 лет 8 месяцев. Результаты анкетирования позволяют говорить о положительной динамике способностей обучающихся на курсе «Психолого-педагогическая работа по ознакомлению дошкольников с архитектурой Пскова в логических играх и задачах» осуществлять психолого-педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурой родного города средствами логических игр и задач по всем критериям. Так, среднее значение уровня способностей обучающихся по критерию «Знания» возрос с 41,1% до 73,9% (динамика: + 32,8%), по критерию «Умения»  – с 37,6% до 77,8% (динамика: + 40,2%).

Педагоги, не имеющие возможности пройти очное обучение по вышеуказанному учебному курсу (педагоги не только Пскова, но и Псковской области) могли изучить модули «Использование интегративных методов с целью познавательного развития дошкольников и младших школьников», «Использование этно- и поликультурного компонента в организации воспитательного процесса образовательного учреждения» в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение познавательного и личностного развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте» (А.О. Орлов, Н.Ю. Шлат) с помощью специально разработанного сайта (www.deducation.a5.ru) [9].

III. Разработка диагностического инструментария для оценки результатов этнокультурного образования дошкольников была связана с решением следующих экспериментальных задач:

1. Диагностика уровня интереса дошкольников к родному городу и процессу его познания (модификация методики К.В. Борчаниновой);

2. исследование уровня осведомленности детей дошкольного возраста об архитектуре родного города (Шлат Н.Ю., Орлов А.О.);

3. выявление уровня сформированности способностей педагогов осуществлять психолого-педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурой родного города в логических играх и задачах (Шлат Н.Ю., Орлов А.О.) (методика описана выше).

Автором (совместно с А.О. Орловым) были разработаны и использованы следующие методики (соответственно, Приложения 1-4):

1. Диагностическая карта для педагогов экспериментальной и контрольной групп (для каждого педагога, работающего на группе).

2. Анкета для педагогов экспериментальной и контрольной групп (одна анкета на обоих педагогов группы).

3. Диагностика знаний и представлений детей (проводится с каждым ребенком экспериментальной и контрольной группы).

4. Беседа о встречах с городом (проводится с каждым ребенком экспериментальной группы).

5. Методика «Рисунок города» (проводится индивидуально в контрольной и экспериментальной группах).

Ребенку предлагается лист нелинованной бумаги формата А4 и изобразительные средства (цветные карандаши, фломастеры, краски).

Инструкция: «Нарисуй Псков».

Примечание: количество времени на рисунок не ограничено (в рамках занятия), на все дополнительные вопросы и обращения ребенка к педагогу следует ответ: «Рисуй так, как тебе этого хочется».

Апробация диагностического инструментария показала соответствие предлагаемых методик характеристикам надежности и валидности.

В заключении отметим, что этнокультурное образование представляет собой специально организованный процесс освоения индивидом культуры этнической общности, к которой он принадлежит. Следует признать, как необходимость этнокультурного образования дошкольников, так и неприменимость к ним средств, которые используются в образовании школьников и взрослых людей.  Система этнокультурного образования дошкольников (согласно позиции автора, в процессе приобщения детей к архитектурному наследию родного города) может состоять из взаимосвязанных компонентов, выполняющих проектировочную (конструирование модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях достичь цели и т.д.), образовательную и диагностическую функции: конструирование интегративных методов и технологий этнокультурного образования, профессиональная подготовка педагогов к организации процесса этнокультурного образования с помощью интегративных методов, разработка и применение диагностического инструментария для оценки результатов этнокультурного образования.  

 

Список использованных источников

  1. Борчанинова К. В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного образовательного учреждения / К. В. Борчанинова: автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 2009. — 21 с.
  2. Образование и межнациональные отношения. Education and Interethnic Relations – IEIR 2012 / Под ред. Э.Р. Хакимова. — Ч.1. — Ижевск : Издательство «Удмуртский университет», 2012. — 332 с.
  3. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России : Монография. — Ч 1. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. — 498 с.
  4. Шлат Н.Ю. Знакомство дошкольников с архитектурой родного города средствами логических задач / Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов // Детский сад: теория и практика . — 2012. — № 7. — С. 76-83.
  5. Шлат Н.Ю. Психолого-педагогическая работа по ознакомлению дошкольников с архитектурой Пскова в логических играх и задачах : учебное пособие / Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов. — Псков : Издательство ПсковГУ, 2012. — 108 с.
  6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва (Опубликовано 25 ноября 2013 г. в "РГ". Федеральный выпуск № 6241).
  7. Шлат Н. Логические задачи как средство интеграции образовательных областей / Н. Шлат, А. Орлов // Дошкольное воспитание.  — № 1.  — 2013.  — С. 55-59.
  8. Шлат Н.Ю. Интегративный подход к познавательному и личностному развитию детей-билингвов / Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов // Детский сад от А до Я.  — № 2 (68). — 2014. — С. 70-77.
  9. Шлат Н.Ю.Разработка и реализация дистанционных курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования / Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)". — 2014. — V. 17. — № 3. — С. 535-548. [Электронный ресурс]. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V_173_2014EE.html
  10. Шлат Н.Ю. Архитектура Пскова. Логические игры и задачи для дошкольников и младших школьников (комплект стимульных материалов): Учебное наглядное пособие / Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов. — Псков : ООО «ЛОГОС Плюс» , 2014. — 26 с.
  11. Шлат Н.Ю. Логические игры и задачи как интегративное средство в образовании  детей дошкольного возраста: Хрестоматия [электрон. учеб.] /  Н.Ю.  Шлат, А.О. Орлов. — Электрон. дан. и прогр. — Псков: Псковский государственный университет, 2014. — 1 электронный оптический диск (CD-ROM); 12 см. — Системные требования: ПК с процессором 486+; Windows 95 и выше; дисковод СD-ROM; Internet Explorer 5.0 и выше.
  12. Шлат Н.Ю. Условия этнокультурного образования в старшем дошкольном возрасте / Н.Ю.  Шлат, А.О. Орлов. — Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2015. — № 1. — С. 54-60.
  13. Шлат Н.Ю. Особенности педагогической организации этнокультурного образования в старшем дошкольном возрасте /  Н.Ю. Шлат // Гуманитарные и социальные науки. — 2015. — № 2. — С. 185-194.
Категория: Специальный выпуск "Наука Оренбуржья" - декабрь 2015 | Добавил: histor (06.12.2015)
Просмотров: 414 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar