MENU
Главная » Статьи » Специальный выпуск "Наука Оренбуржья" - декабрь 2015

Зуева Ю.В. Федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости»...

В настоящее время стало совершенно очевидно, что России требуются коренные институциональные изменения, проводимые в целях создания институциональной среды. Термин "институциональная среда" относится к теории институционализма, он обозначает объединение в некий базис основополагающих правил, политических, юридических и социальных, для производства, обмена и распределения.

Институты, существующие и функционирующие в экономическом поле деятельности, выделяют в среду особую, которую специалисты  общепринято называют институциональной. Признаками такой среды, является наличие таких показателей в обществе, как например, эффективная и независимая судебная система, высокая защищенность прав собственности индивида, функционирование развитых рынков земли, недвижимости, наличие работающей системы финансовых институтов, которые работали бы результативно в условиях рынка, а также непредвзятость и эффективность государственного аппарата управления.

Необходимо заметить, что формирование институтов это долгий процесс, который происходит, как правило, с помощью осознания собственных ошибок, и дальнейшего их исправления. Создание действенной системы институтов, работающих результативно и слаженно, требует взаимодействия со стороны разных экономических субъектов. Следуя подобной точке зрения, мы приходим к выводу, что становление институциональной среды - это процесс инновационный. Стоит помнить, что любая смена институтов или же их коренное изменение, являясь инновационным процессом, требует, как правило, значительных инвестиций и не только временных, но и материальных.

По своей сути новые институциональные реформы в России должны представлять собой действия государства по созданию благоприятствующих  условий для работы, разнообразных субъектов экономической деятельности, их деятельность должна будет сводиться к обеспечению занятости и роста доходов населения, а также экспорта полученной продукции и налоговых отчислений в бюджет страны. Государство для достижения этих экономических целей должно и может использовать все доступные ему инструменты и рычаги воздействия.    

Представляется, что системные или институциональные преобразования - это реальная возможность создать необходимую базу для будущего роста основных экономических показателей страны. Нынешние же действия государственной власти, в экономической сфере, должны иметь четкую ориентацию на создание условий для выхода из кризиса основных отраслей экономики, а также дальнейшего потенциального роста. В соответствии с  концепцией долгосрочного социально-экономического развития России рассчитанного до 2020 года, создание институциональной среды неосуществимо без развития рынков земли и недвижимости. Важно заметить при этом то, что для государства обеспечение равной защиты прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка, является важной задачей.

Далее, обратим внимание на государственную политику РФ в сфере земельно-имущественных отношений. Заметим, что она ориентирована на сохранение, а потому рациональное использование имеющихся земельных ресурсов и объектов недвижимости, а также  на обеспечение государственными гарантиями прав собственности на недвижимое имущество. 

Рассмотрим Концепцию ФЦП "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы) "[1],  как составную часть необходимых для исполнения задач в перспективе обеспечения социально-экономического развития страны, решения острых социальных, экономических проблем, содействия региональному развитию и повышению качества жизни.

Институциональные преобразования должны согласовываться с возможностями государственного бюджета, а в нынешних кризисных условиях, позволить себе мы бы этого не смогли.  Именно на пополнение бюджета страны направлено введение нового налога в России. С 2015 года введен новый порядок определения налоговой базы, теперь он рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, разной для отдельных объектов недвижимости. Его введение открывает новые перспективы для появления в России нового источника и механизма финансирования, общественных благ. Ведь большую часть доходов местных бюджетов в экономически развитых странах приносит именно налог на недвижимость, например во Франции он составляет 51% всех местных доходов, в США - 71%, а в некоторых странах, например, Австралия и Великобритания, местный бюджет полностью состоит из доходов с этого налога. По мнению экспертов, введение такой практики позволит бюджету нашей страны существенно возрасти [2]. 

Перейдем к подробному рассмотрению Программы. Следует отметить существующие базовые приоритеты в программе, такими являются:

1) создание основы  для высокоэффективного  информационного обеспечения, а также  управления земельными ресурсами и имущественным комплексом;

В рамках запланированных мероприятий, планируется создать около 7 межрегиональных учетно-регистрационных центров (МУРЦ) общей площадью порядка 80 тыс. кв. м. и ориентировочной численностью штата 11 тысяч сотрудников. Данные меры позволят создать технологическую основу для осуществления учетно-регистрационных действий и предоставления информационных услуг Росреестра.

2) увеличение доступности государственных услуг и улучшение качества их предоставления;

Примером, будет служить использование зданий Росреестра и ФГБУ «ФКП Росреестра», с целью снижения издержек на оказание услуг и укрупнению центров принятия решений в области кадастрового учета и регистрации прав.

В планах повышения качества обслуживания, обратившихся потребителей,  намечается внедрение единых стандартов к зданиям, где происходит  прием-выдача каких-либо документов, а также оборудование их  автоматизированной системой аудиозаписи, видеозаписи, электронной очередью, и комплексами для оказания выездных приемов.

4) обеспечение эффективного и результативного механизма земельного контроля, землеустройства и мониторинга земель;

В соответствии с данным пунктом будет выполнен переход к единой геоцентрической открытой системе координат, а так же проведен пересчет всех пространственных данных государственного кадастра недвижимости (ГКН) в данную систему. Это означает переход из координат xy, плоских прямоугольных, к геоцентрической системе, которая характеризуется координатами – xyz, что позволит поднять на новый уровень контроль над качеством сведений. 

Нельзя не сказать, о планируемом создании системы контроля достоверности сведений о местоположении границ земельных участков, для того чтобы обеспечить граждан государственными гарантиями на недвижимое имущество, и для того чтобы вовлечь это имущество в экономический оборот, например, сдавая его в аренду.

 Кроме того, для своевременного выявления признаков нарушения земельного законодательства, планируется разработка программного продукта, автоматизирующего процесс обработки данных спутниковых снимков, которые являются картографической основой кадастра.

Проведение мероприятий по переоборудованию и переводу документов в электронный вид, а в дальнейшем создания возможности подачи документов в электронном виде, таким образом, сократив сроки оказания услуг и сделав их более доступными для граждан.

5) повышение доступности геопространственной информации для всех граждан России.

Планируется объединить информационные ресурсы, имеющиеся у  Росреестра с информационными ресурсами ФНС России и Росимущества. Этот шаг позволит каждому ведомству иметь в своем распоряжении полную и  актуальную информацию, необходимую для их эффективной работы.  При этом прогнозируется повышение уровня автоматизации оказания услуг и принятия решений, за счет внедрения программно-аппаратных комплексов.

Так же предполагается создание технологических комплексов для архивного хранения налоговых документов, что позволит налоговым органам поэтапно переходить от хранения документов на бумажных носителях, к хранению документов в электронном виде.

Исследовав ориентиры для развития земельно-имущественной сферы, нужно выделить ключевую цель Программы. Она состоит в совершенствовании национальной политики и претворении в жизнь тех государственных целей в области земельно-имущественных отношений, которые мы рассмотрели ранее, с тем, чтобы создать единую слаженную систему, в которой будет властвовать гармония и понимание в отношениях субъектов. А это означает, что должны соблюдаться интересы всех хозяйствующих субъектов, но и они должны проявлять ответственность и координировать свои действия друг с другом.

Однако для того, чтобы приступить к выполнению целевых ориентиров Программы, мы должны для начала решить ряд насущных первоочередных задач. К ним можно отнести такие задачи как: во-первых, модернизация системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на него и сделок с ним; во-вторых, реконструирование имеющегося механизма государственного управления в области земельных отношений, особенно механизма обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами; в-третьих, повышение результативности геодезического и картографического оснащения; в-четвертых, организация инфраструктуры пространственных данных, а также создание свободного доступа к этим данным не только органам государственной власти, но и юридическим и физическим лицам. 

Достижение вышеуказанных установок должно, в конечном итоге, привести к переходу на социально-ориентированный тип экономического развития.

Временные рамки для выполнения всех мероприятий, указанных в программе, составляют пять лет, то есть их осуществление происходит с 2014 по 2019 год включительно, при этом следует уточнить, что в самом документе не выделяются этапы для реализации Программы.  Но при этом допускается досрочное прекращение осуществления ФЦП, при условии если будет обоснована неэффективность ее выполнения.

Далее перейдем к источникам финансирования мероприятий осуществляемых в рамках Федеральной целевой программы. Ресурсы будут предоставляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов, в следующем соотношении: из федерального бюджета планируется взять 95%, а из бюджетов субъектов лишь 5%, от общей суммы, которая, как предполагается, составит 56 534,29 миллионов рублей на весь период проведения Программы. Примечательно то, что не предусматривается возможность поступления средств из частных инвестиций либо от компаний, функционирующих ради получения прибыли.

Основными предполагаемыми итогами реализации Программы и показателей ее эффективности являются такие параметры как: во-первых, к 2019 году возрастание численности объектов недвижимости и сведений о них  в государственном реестре недвижимости до 100%; во-вторых, к 2019 году увеличение количества документов, отформатированных в электронный вид до 100%; в-третьих, к 2018 году увеличение субъектов федерации, на территории которых введен единый государственный реестр объектов недвижимости до 83%; в-четвертых, к 2016 увеличение числа субъектов федерации, где осуществлен переход к геоцентрической открытой системе координат до 83%; в-пятых, к 2019 году увеличение доли площади участков, принадлежащих  РФ, до 65,1%; в-шестых, увеличение к 2018 году поступлений в бюджет от сбора земельного и имущественного налога, до 11%, в-седьмых, к 2018 году рост доли лиц, удовлетворенных качеством получаемых услуг до 90 %  и др [1].

Если более подробно рассмотреть некоторые планируемые итоги реализации Программы, мы увидим, что благодаря экономической эффективности увеличатся суммы поступлений в бюджеты за счет увеличения продуктивности управления земельными ресурсами, и наоборот снизятся расходы из бюджетов на поддержание земель в надлежащем состоянии. Предполагается собрать поступлений, получаемых от сбора земельного и имущественного налогов, около 5100 млрд. рублей [1].

Реализация мероприятий по уточнению границ земельных участков и регистрация прав на них позволит дополнительно увеличить бюджетные поступления от сдачи в аренду таких земель в 4 раза от суммы которую затратят на реализацию Программы.

Кроме того, результатом реализации ФЦП должно стать повышение эффективности земельного законодательства в части увеличения количества выявленных нарушений в данной области со 162 тысяч до 480 тысяч ежегодно. Такая концепция увеличение сумм наложенных на нарушителей административных штрафов в 3 раза по сравнению с 2012 годом.

Помимо экономической эффективности программные мероприятия должны принести положительный социоэкономический эффект, который проявится, например, в: увеличении количества обращений заявителей; минимизации финансовых и временных издержек конечных получателей бюджетных услуг; увеличении оборота недвижимого имущества и, следовательно, базы, подлежащей налогообложению; увеличении бюджетных поступлений на всех уровнях власти; повышении инвестиционной привлекательности; снижении уровня коррупции.

Стоит обратить внимание на то, что в программе присутствует описание вероятных рисков. Как отмечено, реализация запланированных в ФЦП мероприятий может сопровождаться возникновением законодательных, информационных, управленческих, кадровых и иных видов рисков. Вместе с этим может произойти возрастание нагрузки на федеральный бюджет, из-за чего возможен риск недостаточного финансирования Программы. 

Минимизация неблагоприятного воздействия указанных рисков требует образования действенной административной системы, а также использования планирования, мониторинга и контроля осуществляемой деятельности. 

В заключении, хотелось бы сказать, что данная федеральная целевая программа может быть действенным инструментом реализации преобразований в современной России. Конечно, пока еще рано говорить о каких-либо итогах реализации Программы, ведь даже по самым ранним индикаторам программы можно будет опередить эффективность программы лишь в 2018 год. Но, основываясь на отчетах, о ходе выполнения намеченных в Программе работ, можем сказать о том, что ведется активная работа в намеченных направлениях и прогнозируются высокие положительные результаты.

Земельная политика государства в современной России означает не только  преобразования  в сфере кадастрового землеустройства – она коренным образом касается всей системы государственного управления.  Экономическая теория прав собственности, экономический анализ права и теория общественного сектора экономики – прочный научный фундамент отечественных институциональных преобразований.

 

Список литературы:

 

1. Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости [Текст]: Федеральная целевая программа (утверждена постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 № 903).

2. Т. Зыкова. В России изменился налог на недвижимость [Электронный ресурс] // Российская Газета. - № 6572 2015.- (12.01.2015).- URL: http://www.rg.ru/2015/01/01/nalog-site.html (дата обращения: 24.11.2015).

3. Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости [Текст]: Протокол общественного обсуждения проекта федеральной целевой программы от 24.06.2013 г.

4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)

5. Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости [Текст]: Информация о реализации федеральной целевой программы за 2014 год и первый квартал 2015 года.

 

 

Категория: Специальный выпуск "Наука Оренбуржья" - декабрь 2015 | Добавил: histor (07.12.2015)
Просмотров: 355 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar